Общественное питание - это сфера оказания услуг. А это
значит, что главная задача общественного питания — сделать людей счастливыми на
то время, что они находятся в ресторане, кафе или баре.
Бизнес в ресторане будет успешным, если он нацелен на
удовлетворение желаний гостей в продукции и услугах. Ресторатор и коллектив в
целом должны быть заинтересованы в создании условий для увеличения посещаемости
ресторана. Добившись этого, можно увеличить объемы продаж. Первостепенная
задача ресторатора — удовлетворение потребностей посетителей, завоевание их
расположения, что в конечном итоге приведет к увеличению средней суммы чека.
Маркетинг ресторана
- комплексная система организации производства и сбыта продукции,
ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и
получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, изучения
внутренней и внешней среды предприятия, разработки стратегии и тактики
поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. В этих программах заложены
мероприятия по улучшению товаров и их ассортимента, изучению потребителей,
конкурентов и конкурентной среды, по обеспечению ценовой политики, формированию
спроса и стимулированию сбыта, рекламе, оптимизации каналов товародвижения и
организации сбыта, расширения ассортимента предоставляемых сервисных услуг.
Маркетинг ресторана
начинается с сегментирования рынка - разбивки его на четкие группы
потребителей, для каждой из которых могут быть
предложены определенные виды продукции и услуг. От того, насколько правильно
выбраны сегменты рынка, во многом зависит успех ресторана в конкурентной
борьбе. Фирме необходимо решить, сколько сегментов рынка необходимо охватить, и
сконцентрировать внимание на самых выгодных для фирмы сегментах. Затем фирме
предстоит выбрать концепцию маркетинга, ориентированную на потребителя.
Какую бы важную роль в успехе ресторана в конкурентной
борьбе ни играли сервисное обслуживание и гостеприимство, люди ходят в
ресторан, чтобы вкусно поесть и насладиться напитками. Поэтому ресторан должен
разработать оригинальные способы подачи блюд, напитков, которые позволят
удивить гостей. Это подача напитков в бокалах, соответствующих выбранному вину:
бургундскому, эльзасскому, рислингу, шампанскому и др. Некоторые рестораны
предлагают гостям широкий выбор высококлассных вин «по бокалу», а также
сервируют персональные бокалы для определенных напитков, представленных в
винной карте. Многие любители вина оценят возможность расширить свои
представления о любимом напитке, не покупая целую бутылку.
Крепкоалкогольные напитки (водка, текила) дольше
остаются холодными в стаканах, охлажденных в морозильных камерах методом
«он-зе-рокс». Такая подача способствует лучшему выявлению вкусовых качеств этих
напитков.
Логотип на стеклянной посуде, сделанный по
индивидуальному заказу, является частью фирменного стиля ресторана. Эта посуда
является эффективным рекламным средством и производит сильное впечатление на
гостей.
Домашнюю атмосферу ресторану придадут соленья,
свежеиспеченный хлеб, а также варенье, джемы, повидло, приготовленные
непосредственно на производстве. Это повышает имидж предприятия, обеспечивает
исключительное положение на рынке общественного питания.
Для того чтобы гости ресторана не скучали в ожидании
кофе, следует сервировать столы персональными кофейниками в комплекте с
молочниками, сахарницами и щипцами на небольших подносах. Такая подача кофе
будет высоко оценена гостями ресторана.
Широкий выбор диетических, детских, фирменных и
десертных блюд дает ресторану реальную возможность занять ведущие позиции на
рынке. Имея соответствующие нормативные документы, технико-технологические
карты, продукты и оборудование, ресторан сможет в короткое время освоить
приготовление блюд с высокими вкусовыми качествами и низким содержанием жиров и
холестерина.
Практическое значение имеет использование
конкретных маркетинговых приемов, ориентированных на привлечение
потребителей в ресторан.
В качестве маркетингового приема используется дегустация
блюд. Дегустация проводится по поводу введения новой странички блюд в меню.
Предложение образцов новых или специальных блюд является великолепным способом
формирования интереса потребителей. Пробные порции позволяют гостям
познакомится с новыми блюдами, при этом им не нужно будет платить за целую
порцию. Такой тип предложения новых блюд станет наиболее эффективным, если
включить в него элементы шоу. Например, официанты, предлагающие новое блюдо
русской кухни, могут быть одеты в русские костюмы, зал оформлен в национальном
стиле, столовая посуда — с национальным орнаментом, метод обслуживания с учетом
национальных традиций. О времени проведения дегустации ресторан сообщает гостям
заблаговременно. Участникам дегустации предлагают опросные анкеты. Блюда,
получившие высокую оценку по результатам опроса, включают в меню. Проведение
дегустации можно сопровождать организацией концертных программ с привлечением
популярных ансамблей, организацией лотерей, конкурсов с выявлением победителя,
которому вручают блюдо от шеф-повара.
Презентация проводится
в тех случаях, когда в меню вводятся одно-два новых блюд. Презентация может
быть посвящена приготовлению блюд из новых продуктов, появившихся на рынке. О
предстоящем событии оповещаются средства массовой информации. Заранее
разрабатываются пригласительные билеты с указанием предлагаемого меню,
развлекательной программы и стоимости. Организации презентации в ресторане
предшествует разработка литературного сценария, в который включают сведения о
любимых блюдах какого-либо литературного героя, исторического персонажа или
театрального шоу в стиле ярмарки с организацией продажи коробейниками
свежевыпеченных булочных изделий.
Маркетинговый прием - организация праздничных
вечеров, семейных торжеств в ресторане. С этой целью в ресторане проводятся
промоушн-акции: предлагаются блюда, напитки, которые ежедневно не включаются в
меню и карту вин. Попробовать и оценить их можно только в период проведения
этих мероприятий. Например, в меню новогоднего ужина включают блюда из домашней
птицы и дичи, приготовленные в целом виде, юбиляру предлагают блюдо «Фламбэ», а
в день «8 Марта» -десерт, состоящий из свежих фруктов со сливками в виде торта.
С целью привлечения гостей в ресторан в часы, когда загрузка зала
является минимальной, используют маркетинговый прием «счаст ливый час». В это
время гостям предлагают специальное меню со скидками на отдельные блюда или
заказавшему одну-две кружки пива следующую предлагают бесплатно.
Рестораны широко используют и другие виды скидок:
•
покупая одно
блюдо, второе посетитель ресторана получает бесплатно («два по цене одного»);
•
бесплатное блюдо
при определенном заказе, например, чашка кофе к десерту или салат к основному
блюду;
•
скидки на
определенную стоимость заказа потребителя (процент скидки зависит от суммы
заказа).
Организация клубов по интересам в ресторане:
клуба гурманов, любителей пива, пивных кружек, винного и сигарного клубов
является новым маркетинговым приемом. Клуб гурманов организует в ресторане
встречи, посвященные дегустации определенных блюд, например из рыбы,
вегетарианских, десертов и т.д. Шеф-повар знакомит членов клуба с рецептами,
демонстрирует гостям приемы приготовления отдельных блюд. Работа клуба гурманов
увеличивает объем продаж в ресторане, поэтому для членов клуба дегустацию
проводят со скидкой.
В клубе любителей пивных кружек каждый его член
получает персональную пивную кружку и имеет определенные привилегии. Раз в
месяц участники клуба собираются, и им подают пиво со скидкой. Клуб может иметь
специальные полки в зале, на которые устанавливают пивные кружки различной
формы, и каждый новый член клуба может пополнить эту коллекцию.
С целью привлечения постоянных потребителей и
стимулирования регулярного посещения ресторана, бара многие предприятия
предлагают гостям приобрести золотые, серебряные и другие клубные карты, дающие
различные преимущества. Обладателю клубной карты предоставляется скидка на
сделанный заказ в определенные дни и часы работы ресторана; в утренние часы -
на бесплатную чашку кофе; во время игры в бильярд - на бокал вина или
прохладительного напитка.
Лотереи и игры позволяют
значительно повысить интерес потребителей к посещению ресторана. Победителей
лотерей выбирают на основании купонов участников, которые гости получают
заранее.
В отличие от лотерей в проведении розыгрышей используются
различные приемы: карточки, с которых нужно стереть защитный слой для
определения возможного выигрыша и др.
Конкурсы требуют
от участников демонстрации определенных умений и навыков. Став участником конкурса, гость может выиграть
сначала обычный приз, а затем гран при или бонусы (скидки постоянным
потребителям) при каждом посещении ресторана.
Сочетание различных маркетинговых приемов является наиболее эффективным
в организации ресторанного бизнеса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий